Сон за рулем: инцидент на шоссе в Калифорнии поднимает вопросы о безопасности автопилотов

На шоссе в Калифорнии произошло пренеприятное происшествие, которое может показаться началом сюжета научно-фантастического фильма, но произошло на самом деле. Патруль по борьбе с дорожным движением (CHP) отреагировал на сообщения о том, что внедорожник Kia движется по трассе U.S. 101 недалеко от Сан-Хосе, а два его пассажира, по всей видимости, крепко спят. Прохожие автолюбители пытались привлечь внимание спящих, подмигивая фарами и подавая звуковые сигналы, но безрезультатно. Эту сюрреалистическую сцену удалось запечатлеть на видео проезжающему грузовику, который выложил ролик на TikTok.

Технологические аспекты инцидента

Данная ситуация вряд ли произошла случайно. Kia EV9, в котором находились спящие пассажиры, оборудован системой помощи в вождении на шоссе SAE уровень 2 (Highway Driving Assist, HDA). Эта система аналогична таким технологиям, как Full Self-Driving от Tesla и BlueCruise от Ford. Системы подобного типа способны управлять рулем, тормозами и ускорением, используя комбинации адаптивного круиз-контроля и системы удержания в полосе. Однако, по закону, за управлением транспортным средством всегда должен следить оператор, который обязан быть в сознании и держать руки на колесе, чтобы в любой момент взять управление на себя. Подобные системы должны подавать звуковые сигналы, когда замечают отсутствие активности водителя, и замедлять движение до 38 миль в час, если отключенные предупреждения игнорируются. На данный момент нет официальной информации о том, срабатывали ли эти предупреждения в данном инциденте или были проигнорированы.

Уроки из инцидента

Хотя этот инцидент, к счастью, не привел к серьезным последствиям, он стал предостережением о небезопасном использовании современных систем помощи водителю. Хотя системы Kia EV9, возможно, предотвратили аварию в тот вечер, они также позволили двум предположительно находившимся в состоянии алкогольного опьянения людям продолжать движение, когда они уже не должны были находиться за рулем. Это событие является ярким напоминанием о том, что даже самые «умные» автомобили на шоссе нуждаются в трезвом, бдительном и ответственно настроенном водителе на месте.

По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США, технологии автоматизации действительно могут снизить количество дорожно-транспортных происшествий. Однако неправильное их использование может привести к непредсказуемым последствиям. К примеру, согласно статистике, в 2022 году число дорожно-транспортных происшествий с участием автопилотов возросло на 30% по сравнению с предыдущим годом, что ставит под сомнение заявленный уровень безопасности подобных технологий.

Такой инцидент только подчеркивает необходимость обладания обеими сторонами, как технологией, так и законодательства, четкими правилами для обеспечения безопасности на дорогах. Системы помощи водителю должны улучшать безопасность, однако недостаток надзора со стороны человека может привести к зарубежной практике, которой следует уделять повышенное внимание.