Образование и чтение: Вызовы и возможности для старших классов
Система образования в разных странах, особенно на уровне старших классов, сталкивается с серьезными вызовами, связанными с тем, как обучать учащихся навыкам чтения. В последнее время все более актуальным становится вопрос: следует ли преподавать целые книги или ограничиваться фрагментами текстов? Эта дискуссия, актуальная на протяжении десятилетий, усилилась в последние годы под влиянием технологий, пандемии и стандартов общих компетенций.
Стандарты общего образования, инициированные Национальной ассоциацией губернаторов и активно поддерживаемые государством в начале 2010-х годов, нацелены на стандартизацию оценивания знаний обучающихся. В частности, раздел, касающийся английского языка, требует от школ использовать многовариантные тесты, основанные на отрывках из текстов, что неизбежно ведет к уменьшению количества классических произведений в учебной программе. Эта тенденция может сильно сказаться на подготовке учеников, которые вскоре окажутся в вузах. По данным исследований, более 60% студентов, вступающих в профессиональные учебные заведения, имеют трудности с чтением и интерпретацией длинных текстов.
Одним из основных элементов данной проблемы является подход к преподаванию «близкого чтения». Несмотря на то, что практика близкого чтения существует более 100 лет и используется как в вузах, так и в старших классах, между этими уровнями существуют значительные различия. В то время как в старших классах близкое чтение сводится к выявлению повторяющихся слов, символов и тем, в вузах оно подразумевает формулирование аргументов, основанных на этих же элементах. Результатом является значительный разрыв между тем, что студенты изучают в старших классах, и тем, что от них ожидается в вузах.
К примеру, в профильных учебных пособиях для учителей авторы предлагают проводить занятия, применяя близкое чтение к «Геттисбергскому обращению» Эйба Линкольна, анализируя значение слова «посвящать». Такой подход может помочь осознать, что литературные тексты являются тщательно сконструированными произведениями, однако он также может привести к восприятию литературы как загадки, которую нужно разгадать. Это создает проблему, когда студенты не учатся анализировать доказательства своих утверждений, а просто транслируют информацию, что снижает качество их письменных работ и анализов.
Статистические данные показывают, что порядка 80% учащихся, обучающихся по программам, основанным на стандартах общего образования, имеют трудности с формулированием обоснованных аргументов в своих сочинениях. Это свидетельствует о том, что акцент на навыках, а не на глубоком анализе текстов может не только убивать интерес к чтению, но и ослаблять критическое мышление.
Данная ситуация требует решения, поскольку, если выпускники старших классов не будут готовы к требованиям вузов, это приведет к дальнейшей пропасти между школьным и университетским образованием. Решение может заключаться в том, чтобы вернуть целые книги в учебные планы и переосмыслить подходы к обучению близкому чтению. Это не только повысит уровень подготовки учащихся, но и пробудит у них интерес к литературе, что, в свою очередь, будет способствовать формированию более искушенных и критически настроенных читателей будущего.
Обсуждение данного вопроса становится особенно актуальным в свете последствий, которые пандемия оставила на читаемость и способность студентов анализировать текст. Научные исследования показывают, что привычка к чтению длинных текстов значительно снизилась, и более 75% студентов предпочитают краткий формат информации. Это наводит на размышления о том, как образовательные учреждения должны адаптировать свои методики и содержание курсов для того, чтобы справиться с современными вызовами и изменить подобные тенденции.
В заключение, важно осознать, что образование — это не только передача навыков, но и формирование читателей, критически настроенных к текстам. Инвестирование в качественные материалы и подходы к обучению литературе может стать ключевым фактором в решении этой проблемы и сохранении интереса к чтению во всех возрастных группах.






